Пятница, 22.11.2019, 08:56
Приветствую Вас Гость | RSS  


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
         АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА БУЗУЛУКА 
                "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 
                                         ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА"

Меню сайта
Учебная работа
Экзамены
Воспитательная работа

Методическая работа

Методическая служба образовательного учреждения формировалась с целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов. На протяжении почти столетия, в ситуации стабильного функционирования системы образования это служило основной целью работы методической службы. Однако сегодня, в ситуации перехода образования на качественно иной уровень, не менее важной целью становится научно-методическое обеспечение условий работы педагогов и всего образовательного учреждения в режиме развития.

 

Основные задачи методической службы образовательного учреждения

  • обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации;
  • выявление педагогических традиций в данном образовательном учреждении;
  • обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
  • подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
  • анализ качества работы педагогов в режиме функционирования;
  • приведение методического обеспечения учебных предметов в соответствие с методическими требованиями, предъявляемым к документам в области образования, учебным планам и программам;
  • помощь в профессиональном становлении молодых (начинающих) педагогов;
  • организация педагогических поисков новых технологий, форм и методов обучения;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
  • анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
  • разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
  • организация взаимодействия с другими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями с целью обмена опытам и передовыми технологиями в области образования и др.

 

Основные направления деятельности методической службы

  • основным направлениям деятельности методической службы относятся:

1. Аналитическая деятельность:

    • мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;
    • создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);
    • изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;
    • выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
    • сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;
    • изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

 

Информационная деятельность:

    • формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
    • ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
    • ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;
    • информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
    • создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.

 

Организационно-методическая деятельность:

    • изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
    • прогнозирование,  планирование  и  организация  повышения  квалификации  и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательного учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
    • организация работы методических объединений педагогических работников образовательного учреждения;
    • организация взаимодействия с методическими объединениями других образовательных учреждений;
    • участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов образовательного учреждения, элективных курсов для предпрофильной подготовки;
    • участие в разработке программы развития образовательного учреждения;
    • организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательном учреждении;
    • методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
    • помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;
    • подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения;
    • организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;
    • взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.

 

Консультационная деятельность:

  • организация консультационной работы для педагогических работников образовательного учреждения по вопросам методики преподавания и воспитания;
  • популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

 

Традиционные формы работы методической службы образовательного учреждения

Общая структура форм методической работы образовательного учреждения.

  1. Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения образования:
    • курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);
    • теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);
    • школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);
    • участие в работе сетевых сообществ Интернета;
    • научно-методические конференции;
    • круглые столы;
    • мастер-классы;
    • постоянно действующие семинары;
    • единые методические дни по учебным дисциплинам;
    • методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);
    • самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;
    • наставничество;
    • консультирование по научно-методическим вопросам;
    • индивидуальная методическая помощь;
    • работа над личной методической темой;
    • выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.);
    • экспертиза результатов педагогической деятельности;
    • диагностика затруднений;
    • творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;

 

  1. Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:
    • инновационная работа;
    • разработка авторских программ, учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию регионального и школьного компонента;
    • разработка методических рекомендаций по реализации содержания учебной программы;
    • работа в творческих группах;
    • научно-практические конференции;
    • практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения;
    • фестивали (например, педагогических технологий);
    • открытые уроки;
    • мастер-классы;
    • творческие отчѐты;
    • конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;
    • презентации авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов);
    • публикации авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.;
    • печатные издания школы, в том числе на электронных носителях и др.

 

  1. Формы информационно-методической работы:
    • изучение информационных запросов педагогических кадров;
    • формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;
    • обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;
    • создание банков программ, авторских разработок;
    • разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям; организации научно-методической и инновационной работы;
    • размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте.
 

Методические объединения

Под методическим объединением понимается объединение учителей, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике конкретного образовательного учреждения.

Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный. При формировании методического объединения учитываются конкретные условия: количество учителей данного предмета, возможность продуктивной работы в рамках методического объединения учителей разных предметов. На практике выяснено, что в каждое методическое объединение должно входить не менее трех учителей. Для категории учителей, численность которых ограничена (учителя ИЗО, музыки, технологии, ОБЖ), оправдано создание межпредметных методических объединений.

Заседания методического объединения, как правило, проводятся раз в четверть, в период школьных каникул. А при возникновении проблемных ситуаций — чаще. Однако более одного раза в месяц собираться методическому объединению не рационально, так как за небольшой промежуток времени не успевает накопиться достаточное количество информации для обсуждения.

Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный учитель. Это особенно важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

  • обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения, подготовка и проведение заседаний, организация и подготовка открытых уроков и внеурочных занятий учащихся, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.

Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки учителей (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно-диагностические мероприятия по изучению уровня обученности учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов.

Желательно, чтобы при планировании работы методического объединения на год отбирались наиболее существенные вопросы педагогической практики, рассмотрение которых поможет учителям реально повысить результаты обучения и воспитания. Неплохо составлять долгосрочное планирование работы методического объединения, опираясь на программу развития образовательного учреждения.

Важным видом деятельности методических объединений являются открытые уроки, организация взаимопосещения уроков и воспитательных мероприятий с последующим их анализом. Здесь необходимо отметить, что для полноценного анализа открытого урока он должен пройти три стадии. Сначала это сообщение учителя до урока о целях и задачах будущего урока, о применяемой технологии, ее особенностях, о специфике учащихся. Затем сам урок, на котором приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно участвовать в процессе урока, работать вместе с учениками. И только потом может состояться полноценный анализ на основании тех целей и задач, которые ставил перед собой и учениками учитель.

Для работы методического объединения классных руководителей характерно применение методики коллективного изучения личности школьников и особенностей классных коллективов (например, в форме «педагогического консилиума»). На методических объединениях заслушиваются творческие отчеты учителей, информации о ходе самообразовательной работы.

Методическая работа в МОАУ "СОШ №6" осуществлялась в соответствии с целью, заключающейся в совершенствовании личностных и профессиональных качеств учителя, в соответствии с единой методической темой по формированию профессиональных компетентностей педагогов как средства обеспечения высокой эффективности процессов обучения и воспитания и в соответствии с проблемой школы по формированию человека культуры путем развития его интеллектуальной активности, познавательного мотива в учении через диалог сотрудничества.

План методической работы на 2019-2020 год

Поиск по сайту
Родителям


Ольга Борисовна Колыхалова ©
Бесплатный хостинг uCoz